iPhone – заменитель реальности

Когда уже эта весна придёт?! Пять дней – это так долго… Ладно, нужно отвлечься. Тут на Ташкент Сити прислали классную статью. Это опять Krios. Его слова заставляют задуматься о том, что все мы давно предали свои детские мечты. Каждый поймет по-своему. Вам понравится.

В детстве каждый житель Ташкента мечтал стать кем-то особенным. Кто-то хотел стать космонавтом, другой – волшебником. Девочки мечтали стать актрисами больших и малых театров, балеринами, принцессами и моделями. Я вот мечтал, что стану солдатом.

Кока-Кола

Время прошло, дети росли. Одного за другим нас настигло страшное разочарование. Оказывается в жизни так мало особенного! В космонавты берут только избранных, а волшебников (кроме Гарри Поттера, разумеется) не существует. Чтобы попасть в актрисы, нужно чуть больше, чем понравиться продюсеру. А героя часто слишком тяжело отличить от злодея.

«Зато в Педе на факультете древнеяпонской филологии в этом году конкурс маленький! Есть шанс поступить на бюджет!».

Вот так оно и случалось. У каждого – по своему, но мечты в итоге забывались.

Но страсть – она никуда не исчезла. Страсть быть особенным, быть «кем-то» сидела внутри и ждала своего часа. И дождалась.

Сначала пришла Coca Cola. Этот божественный нектар, обещающий одним своим глотком запредельное удовольствие пьющему его. У меня есть знакомый, который каждый день приходит на работу с красно-белой пластиковой бутылкой 1,5л. Когда он забывает купить вожделенную бутылочку – нет несчастнее его в целом мире.

День без колы – раздражение, два – агрессия, три дня без колы – ломка и асоциальное поведение.

И пусть говорят, что кола – яд, пусть публикуют исследования и результаты химических экспертиз. Это столь же бессмысленно, как объяснять курильщику, что вдыхать вонючий дым – не только противно, но и вредно.

«Ну и что, что она разрушает организм? Кола все равно прекрасна! Кола делает меня членом клуба чокнутых придурков, подсевших на колу. С ней я могу придать индивидуальности своему тривиальному эго».

И вот уже каждый студент, каждый менеджер и особенно – каждый айтишник, стоят в очереди на кассу, крепко сжимая бутылочку с «дозой» Coca-Cola. Черный кофе и кола – вообще отличительные атрибуты людей этой профессии.

Яблоко

Но что там Кола, когда однажды изголодавшийся потребитель узнал о таком изобретении буржуазного запада, как iPhone! За какие-нибудь три месяца с момента выхода в продажу этого чуда техники, в Ташкенте образовался целый клуб любителей айфонов. Они мечтают о нем, они копят деньги и заказывают его «только у своих» продавцов с бывшей Навоийской ярмарки. Те, в свою очередь привозят «оригинал-америка» по цене в 1000 долларов. Но разве нашего человека остановишь высокой ценой?

И когда мечтатель, наконец, получает свой айфон – мир вокруг меркнет.

«О Боже, о Господи, это он! ОН! Я так мечтал о нем!»

Только такой одержимый и неоднозначный человек, как Стив Джобс, мог создать столь сильный заменитель реальности для обывателей нашего времени.

iPhone стал эквивалентом собственной «особенности» для тех, кому не хватает чего-то внутри. Чувства уверенности, востребованности, оригинальности. Не могу винить рядового потребителя iPhone. Все-таки людям часто не хватает еще чего-нибудь для ощущения полного счастья. Никак не удается воспроизвести то чувство, как когда ты был влюблен в первый раз в своей жизни.

Но любовь слишком сложна и болезненна для того, чтобы её проявлением отличаться от окружающих.

Настоящие чувства, надежную дружбу и истинную любовь нам заменили бренды с мировым именем. Теперь вместо того, чтобы попытаться измениться, избавиться от недостатков характера, мы становимся фанатами известного бренда.

Зачем напрягаться, пытаясь что-то изменить в себе?

Это так же глупо и бесперспективно, как звонить бывшему, изрядно набравшись, и, икая, говорить в трубку: «Аллё, Вася?… бл#, ты так нужен мне… не Вася?… ну так позови его, стерва!»

… Короткие гудки…

Люди не меняются, зато армия фанатов БРЕНДА растет с каждым днем. Принадлежность к бренду дает невероятное ощущение востребованности, особенности, причастности к великому, к «клубу избранных».

Вчера ты был простым клерком, а сегодня у тебя айфон. И это вообще всё меняет в твоей жизни. Раньше ты был обычным парнем или просто хорошей девушкой, но Red Bull окрыляет тебя. Теперь ты другой человек. Ты живешь большими глотками, вливаешься в любую тусовку. Ты – лучший, потому что если быть, то быть только им. Ты отдыхаешь с кем угодно и где угодно, ведь в любом месте – веселее вместе. Ты поднимаешь бокал с мохито и произносишь тост: «чтобы всё было кока-кола!».

Человек потерял свою индивидуальность, подменив истинную любовь на продажную принадлежность к Бренду. В конечном итоге – неважно предпочитаешь ли ты Pepsi или любишь что-то погорячее. Выбрав этот путь, ты перестаешь быть ребенком, мечтавшим когда-то о звездах. Ты перестаешь быть самодостаточным человеком и становишься зависимым от чужого мнения и навязанных тебе псевдо-ценностей на всю оставшуюся жизнь.

Стив

А теперь – внимание! Представьте голого Билла Гейтса!

Глупо?

Но он ведь не перестал быть Биллом Гейтсом, горячо ненавидимым, но великим. А Джобс, Джексон, Абрамович, Путин? Они перестанут быть джобсами, джексонами, абрамовичами и путиными, если разденутся и останутся без своих дорогостоящих побрякушек, часов, телефонов и костюмов?

Не перестанут.

Потому что индивидуальность и масштаб личности этих людей не зависит от таких мелочей. Их делают не вещи, которые они выбирают. Они такие, какие они есть благодаря собственной личности и внутреннему стержню, воле и характеру.

Даже одетый в лохмотья, лишенный своего антуража Стив Джобс (земля ему прахом) – останется великим Джобсом. Но обыватель в своем стремлении быть «особенным», важным, великим и отличающимся – не пошел по пути саморазвития.

Это так сложно – работать над собой.

Намного проще выкурить очередную сигарету, чем вдаваться в рассуждения о причинах своего пристрастия. Зачем открывать сундук со своими проблемами, комплексами и разочарованиями, если внутри рискуешь увидеть то, чего не хотел бы?

Стать фанатом Бренда намного проще, чем размышлять о сложности человеческого бытия. И уж намного проще, чем попытаться действительно что-то сделать.

Я пью за вас, члены клуба чокнутых фанатов, попавшие в целевую аудиторию очередного Бренда. Будьте зависимы в мире навязанных вам искусственных ценностей! Теряйте собственную индивидуальность, как только разденетесь, чтобы принять душ. Без продвинутых гаджетов и новомодных аксессуаров вы становитесь такими уязвимыми…

Пусть всё у вас будет Coca-Cola!

Искренне ваш, Криос

This entry was posted in Новое в журнале. Bookmark the permalink.